1. Начните присматриваться к способностям и склонностям своего ребенка как можно раньше, начиная со средней ступени обучения. Понаблюдайте за его хобби, увлечениями, общением со сверстниками. Пообщайтесь с учителями не столько об успеваемости (хорошие оценки далеко не всегда свидетельствуют о склонностях к предмету), сколько о том, как ребенок воспринимает тот или иной предмет, насколько активно и творчески он работает.
- В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребёнка и вашим активным участием. Крайние позиции: «Пусть всё решит сам!» и «Что он без меня решит!» - в конечном счете, приведут к отчуждению между вами. Оценивайте способность вашего ребенка быть ответственным и самостоятельным, различая, что он уже может, а чему ещё только учится. «Золотую середину» в выборе профессии, особенно трудно найти тогда, когда ваш подрастающий ребенок очень активен, имеет много интересов или, наоборот, избегая ситуаций самостоятельного выбора.
2. Постарайтесь отвлечься от своих собственных убеждений о том, какая профессия подходит Вашему сыну или дочери, и посмотреть на ситуацию максимально объективно. Дайте им возможность проявить собственную позицию и самостоятельность в этом первом, по сути, важном жизненном решении. Это, однако, не означает, что Вы совершенно не принимаете участия в процессе профессионального самоопределения. Ведь у Вас больше жизненного опыта и больше информации о профессиях, о современной ситуации вообще. Помощь взрослых (родителей, учителей, психологов) в выборе профессии является не определяющей, а направляющей.
3. Распространены случаи, когда у ребенка есть несколько вариантов выбора профессии, много увлечений, склонностей, способностей. Как в детском стихотворении: «драмкружок, кружок по фото, мне ещё и петь охота». В этом случае может оказаться полезной помощь профессионалов – психологов-профконсультантов. Они помогут не только уточнить профессиональные интересы, склонности, способности, но и простроить перспективы каждой профессии. Оптимальный период для первого обращения к специалисту – окончание 8-го класса - начало 9-го.
4. Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, учебных заведениях. В этом могут помочь Дни Открытых Дверей в учебных заведениях, ежегодно выпускаемые справочники, журналы «Куда пойти учиться», «Обучение и карьера» и др.
· Важно выяснить, чем руководствуется ребенок, выбирая профессию, какие её стороны его особенно привлекают. Престижность, возможность добиться успеха и славы, высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то, любопытство… Сам по себе мотив выбора профессии не может быть верным или нет, гораздо важнее выяснить, не испытывает ли ребенок внутреннего конфликта мотивов, не стремится ли к взаимоисключающим целям.
- Искреннее желание человека обладает столь большой силой, что если ваш ребенок выбирает профессию, на которую сейчас у него пока нет внутренних ресурсов- ваш долг помочь ребенку реализовать пока ещё скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.
- Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессии. В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе гораздо реалистичнее.
- Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным – пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, чтобы ребенок продумал сделанный им выбор во времени.
материал взят из книги
«Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников 8-11 классах»
В.Р. Шмидт
1. Начните присматриваться к способностям и склонностям своего ребенка как можно раньше, начиная со средней ступени обучения. Понаблюдайте за его хобби, увлечениями, общением со сверстниками. Пообщайтесь с учителями не столько об успеваемости (хорошие оценки далеко не всегда свидетельствуют о склонностях к предмету), сколько о том, как ребенок воспринимает тот или иной предмет, насколько активно и творчески он работает.
- В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребёнка и вашим активным участием. Крайние позиции: «Пусть всё решит сам!» и «Что он без меня решит!» - в конечном счете, приведут к отчуждению между вами. Оценивайте способность вашего ребенка быть ответственным и самостоятельным, различая, что он уже может, а чему ещё только учится. «Золотую середину» в выборе профессии, особенно трудно найти тогда, когда ваш подрастающий ребенок очень активен, имеет много интересов или, наоборот, избегая ситуаций самостоятельного выбора.
2. Постарайтесь отвлечься от своих собственных убеждений о том, какая профессия подходит Вашему сыну или дочери, и посмотреть на ситуацию максимально объективно. Дайте им возможность проявить собственную позицию и самостоятельность в этом первом, по сути, важном жизненном решении. Это, однако, не означает, что Вы совершенно не принимаете участия в процессе профессионального самоопределения. Ведь у Вас больше жизненного опыта и больше информации о профессиях, о современной ситуации вообще. Помощь взрослых (родителей, учителей, психологов) в выборе профессии является не определяющей, а направляющей.
3. Распространены случаи, когда у ребенка есть несколько вариантов выбора профессии, много увлечений, склонностей, способностей. Как в детском стихотворении: «драмкружок, кружок по фото, мне ещё и петь охота». В этом случае может оказаться полезной помощь профессионалов – психологов-профконсультантов. Они помогут не только уточнить профессиональные интересы, склонности, способности, но и простроить перспективы каждой профессии. Оптимальный период для первого обращения к специалисту – окончание 8-го класса - начало 9-го.
4. Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, учебных заведениях. В этом могут помочь Дни Открытых Дверей в учебных заведениях, ежегодно выпускаемые справочники, журналы «Куда пойти учиться», «Обучение и карьера» и др.
· Важно выяснить, чем руководствуется ребенок, выбирая профессию, какие её стороны его особенно привлекают. Престижность, возможность добиться успеха и славы, высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то, любопытство… Сам по себе мотив выбора профессии не может быть верным или нет, гораздо важнее выяснить, не испытывает ли ребенок внутреннего конфликта мотивов, не стремится ли к взаимоисключающим целям.
- Искреннее желание человека обладает столь большой силой, что если ваш ребенок выбирает профессию, на которую сейчас у него пока нет внутренних ресурсов- ваш долг помочь ребенку реализовать пока ещё скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.
- Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессии. В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе гораздо реалистичнее.
- Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным – пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, чтобы ребенок продумал сделанный им выбор во времени.
материал взят из книги
«Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников 8-11 классах»
В.Р. Шмидт